Владимир Филимонович Марцинковский
Истинное Рождество
В древности жил некий могучий царь, который со своим войском делал набеги на чужие страны, сжигал деревни и города, а жителей уводил в плен. Повесть о своих деяниях он повелел высечь на камнях. Чувствуя приближение кончины, он распорядился построить гробницу из массивных камней и завещал забальзамировать свое тело, чтобы оно не подверглось тлению.
Однако память о нем умерла. Придет день, когда последний камень его гробницы будет разрушен, и ветер пустыни заметет песком ее след, словно тот царь и не жил...
В древности также жил некий другой Царь. Он не имел воинов, не проливал ничьей крови, не жег жилищ. Он не высекал Своего имени на камне, но оно живет в сердцах людей. Он протягивал к грешникам руку, нежно проводил ею по пылающим ланитам больных, освещал светом милосердия нужду бедняков и, пригвожденный ко кресту, терпел и прощал Своих врагов.
Он не строил Себе гробниц, как тот первый царь, и все же, как в больших городах, так и в деревушках, мы находим дома, посвященные Ему, которые своими куполами или шпилями устремляются к небу. Даже в гористой местности, в области вечных снегов, за границами обитания человека, воздвигаются часовни в Его честь и колокольный благовест звучит в воспоминание о Его деяниях любви. И до сего дня во всем мире празднуют Святую ночь Его Рождества.
Смотрите: власть добра сильнее! Она превыше грохота канонад мировых войн. Она привлекает блуждающих, как свет отчего дома манит заблудшего путника. «Не думайте, что добро и сердечность могут исчезнуть бесследно! Всякое ласковое слово, как и любовь, – бессмертно; они побеждают зло, насмешки и издевательства, они доставляют тихий праздник одиноким сердцам», – писал некогда один христианский гуманист, и мы не можем не согласиться с ним.
Чем суровее и жестче мир, тем ярче сияет добро и истина в Личности Иисуса как свидетельство любви и милосердия Божьего к задыхающимся в своей злобе Его противникам. Для страждущего человечества Он является и в это Рождество Надеждой и Светом, несмотря ни на что.
Не имея возможности праздновать Рождество как в старое доброе время – со всем его уютом и радостью, столь присущим этому празднику, – нам надо осознать, что же является истинным его содержанием? Мы знаем, что для многих и это Рождество будет связано со скорбью от разлуки или утраты. И все же подлинное содержание Рождества именно теперь может быть нами осознано особенным образом, ибо мы знаем: чем больше приглушенных рыданий, чем беднее и несчастнее мы себя ощущаем, тем ярче для нас может воссиять Божий вечный мир и даровать радость, которую никакая земная сила, и даже наша печаль, не сможет отнять.
Что же является содержанием Рождества? Мы стоим перед великой тайной воплощения Сына Божьего, тайной, превышающей наше разумение. Вечный и Превознесенный Бог, Которого вся Вселенная вместить не может, становится Человеком на нашей грешной земле. Теперь Бог на земле не в пожирающем огне Своего величия, но в облике нашего Брата. Вместить это наш разум не может, но попробуем просто по-детски выразить то, что скрывается за этой тайной.
Чудо Рождества проникнуто любовью и милосердием Божиим. Бог Отец вопрошает Своего Сына:
– Сын Мой возлюбленный, желаешь Ты исполнить Мою волю?
– Отец! Ты знаешь, у Меня только одно желание: исполнять Твою волю.
– Сын Мой! Желаешь ли Ты сойти на Землю, сойти ко всем людям, заблудившимся, идущим своими путями. Они Мои, но они не желают иметь со Мной дело и погибают во грехе. Хочешь Ты сойти и возвратить их Мне?
– Хочу, Отец.
– Но, Сын Мой, если Тебе будет тяжело, если люди не будут желать знать о Тебе, будут преследовать и истязать Тебя и даже пригвоздят Тебя ко кресту, хочешь и тогда сойти к ним? Хочешь Ты взять на Себя их грех, словно это Твой собственный грех, и их вину, словно это Твоя собственная вина?
– «Я... иду... исполнить волю Твою, Боже» – Евр.10:5-10.
Господь сошел на Землю не в славе и величии, но как Сын Человеческий, Муж скорбей, чтобы изведать наши страдания, падения и вознести их Телом Своим на древо. Это не только исторический факт, но каким-то образом все повторяющееся действие (сравни: Рим. 5,8: «Бог Свою любовь к нам доказывает...» – настоящее время).
В молодости я удивлялся немецкой детской рождественской песне, несовместимой, как мне казалось, с истиной, в которой говорилось, что «каждый год вновь приходит Младенец Христос на Землю, где люди живут». Но сегодня я понял, что в словах рождественского Евангелия: «Ныне (сегодня) родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь», заключается великая, радостная весть тому, кто в ней нуждается.
Именно сегодня, когда ты, быть может, изнемогаешь под тяжестью греха, нужды, горя, одиночества и сиротства, именно сегодня Бог дает новый, великий подарок. Если ты примешь его, с тобой произойдет нечто невероятное: внешне, может, ничего и не изменится в твоем положении, как ничего не изменилось у вифлеемских пастухов, но новая сила, новая радость, новый смысл жизни, новая цель осенит тебя. Давящие тебя тяжелые и мрачные горы невзгод и потрясений вдруг исчезнут. Ты почувствуешь, что уже не одинок. Именно сегодня, может, в самый тяжелый день твоей жизни, для тебя родился Спаситель. Рождество напоминает нам каждый раз, что лично нам, мне, а не только всему миру, дан Спаситель.
И если Он унизился и принял образ раба, страдал, терпел нужду, то чего же нам чуждаться подобного жребия? Как для Него, так и для нас путь к славе идет через страдание (Евр. 2,10; Лк.24,26; 1 Пет. 4,1).
Чем же нам отблагодарить нашего Господа за Его любовь? – Служением нашему ближнему. Сотвори твоему брату то, что ты хотел бы сделать из благодарности для Бога. Не небо созерцай, а ищи, где находится брат твой в несчастии, бедности, болезни, грехе и заблуждении, и стремись помочь ему, чем только можешь.
Кто бедному и грешному человеку добро окажет, тот прославит и Вечного Бога в небесах.
Владимир Филимонович Марцинковский (1884 — 1971) — российский христианский публицист, богослов, проповедник и общественный деятель, Руководитель Российского студенческого христианского движения (РСХД).